Когда Юнг писал о том, что невроз – это неспособность выносить неопределенность, он, скорее всего, и не предполагал, что неопределенность мира спустя несколько десятков лет многократно умножится благодаря росту информации. Парадоксально, но вроде бы информация как раз призвана внести определенность. Увы, невротичность лишь возрастает.
В последнее время меня все больше поражает самоуверенность тех, кто называет себя экспертами – аналитиков и прогностиков. Если приглядеться, в густом информационном поле, колышущемся в такт все новым и новым событиям, прогнозы стремительно утрачивают свою весомость. Львиная доля их не сбывается, и о них забывают. Влекомые новыми идеями, люди продолжают поиск все новой и новой информации. В хаосе информации теряются смыслы.
Да, я вновь пишу пост, заводя патефон со своей заезженной пластинкой – о психогигиене, умении фильтровать и ограничивать поступающую информацию, необходимости отслеживать источник того, что мы читаем и смотрим , о том, как легко можно заразиться чужим аффектом. На этой неделе наткнулась на цитату Нассима Николаса Талеба из знаменитой книги «Черный лебедь». Она как раз о масштабе ошибочных прогнозов.
«Удивителен не масштаб наших неверных прогнозов, а то, что мы о нём не подозреваем.
Это особенно беспокоит, когда мы ввязываемся в смертельные конфликты: войны непредсказуемы по самой своей природе (а мы этого не знаем)».
Конечно же у меня нет рецептов о том, как обращаться с информацией, соблюдая личную психогигиену. Да и откуда бы им взяться. Эволюция выработала механизмы, позволяющие отличать свободную пищу от несъедобной. С информацией все сложнее. Думаю, такие механизмы отбора лишь формируются. И вот тут-то как-то можно себе помочь. Внимание к своим реакциям, эмоциям, чувствам, умение отличать токсичное от здорового - уже сама мысль о том, что такое различение возможно, может стать первым шагом к психологическому равновесию. И еще неплохо помнить о том, что аналитики и прогностики – такие же как мы живые люди, со своими неврозами и особенностями, которые порой очень существенно влияют на характер прогнозов. Кстати, такое понимание может здорово снизить уровень нашего раздражения – реакции, забирающей немало психических сил.