О ПОЛЕВЫХ ПРАКТИКАХ И ИДЕЯХ ПОЛЯ Несмотря на то, что я довольно давно занимаюсь полевыми практиками в терапии и делаю индивидуальные расстановки, все же полностью удовлетворяющего меня объяснения принципов полевых практик до сих пор сформулировать не могла. Так случилось, что в психотерапии есть разные теоретические концепции поля. Они лежат в основе клинических подходов, которые могут отличаться весьма существенно. Существует – точнее было бы сказать – складывается представление о поле в расстановочной практике. В нем большое место занимают законы, сформулированные Бертом Хеллингером. На них в основном и ссылаются те, кто говорит о поле. Опираясь на них, становится возможным обучать расстановкам. Недавно наткнулась на принципы теории поля, предложенные Малькомольмом Парлеттом. Но прежде небольшая предыстория. Представления о поле стали распространяться благодаря гештальт-подходу. Фриц Перлз, говоря о поле, предлагал рассматривать человека и окружающую среду как единый гештальт. В силу этого основной акцент психотерапии переносится на границу контакта. По сути, это и явилось тем, что вывело терапию за рамки индивидуалистического подхода. А теперь пара слов о принципах поля, предложенных Парлеттом: 1. Все взаимосвязано, и свойства объектов определяются контекстом их использования. 2. Событиям прошлого не приписывается определенного особого статуса причин. ( И об этом я как-нибудь напишу подробно) Психологическое прошлое и психологическое будущее одновременно являются составляющими психологического настоящего. 3. Каждая ситуация уникальна, каждая личность уникальна. Вследствие фокусировки на сложных элементах и стремлении к обобщениям можно потерять из вида особенности реальной ситуации. 4. Поле постоянно меняется, и невозможно дважды пережить один и тот же опыт. Нельзя точно предсказать, каким образом развернется реальность. 5. Все в поле является частью общей организации и потенциально значимо, хотя может казаться не относящимся к дело. Интерес гештальт-терапиии сфокусирован на том, чтобы обнаружить ставшее автоматическим и самим собой разумеющимся. Из этих принципов вытекают те положения полевой практики, выразить которых до сих пор мне казалось довольно затруднительным, но которые отчетливо проявляются в практике. Во-первых, восприятие ясных объектов (событий) – лишь один из способов восприятия. В процессе работы (например, расстановки) можно говорить о возникновении поля феноменов – того, что появляется между нами и вокруг нас в процессе контакта. В определенный момент времени каждый из нас удерживает и актуализирует собственные поля, способы присутствия и отсутствия. Во-вторых, актуализирующееся во время практики поле не статично. Его способность меняться актуализирует и формирует будущий опыт. Поэтому, по всей видимости, во время такой практики или в ходе консультирования возникают процессы, воспринимаемые едва ли не как магические. Ну и в-третьих, в такой практике мы отходим от позиции, в которой клиент является носителем патологии. Фокус внимания смещается на полевое движение, ведущее к избавлению от страдания.