«Почему описанные в книгах техники не работают?» Время от времени этот полу-вопрос полу-сожаление возникают на наших сессиях. Рассказывают и другое: попадается книга или лекция, в которых объясняется, как устроен процесс, предлагаются алгоритмы, и человек начинает практиковать, в конце концов справляясь со своей проблемой. В моей личной библиотеке есть даже несколько книг, подаренных клиентами, захотевшими поделиться тем, что когда-то помогло. Стремление поделиться тем, что оказало исцеляющее влияние и помогло справиться с болью очень естественно. В себе я его тоже знаю ( возможно отчасти поэтому и веду свой канал да и вообще пишу). Но мы – сложные существа, и для того, чтобы чужой опыт оказался целебным, нужно немало условий, совпадение множества тонких и, на первый взгляд, незначимых факторов. Психологи, кстати, говорят, что выбор направления или модальности, в которой работает специалист, во многом определяется тем, что когда-то это помогло ему самому. Я бы не стала абсолютизировать это утверждение, но такое бывает нередко. Но, увы, каждая медаль имеет две стороны: и порой неподходящая моменту или состоянию информация, теория или техника способна не только быть бесполезной, но и помешать. Вчера на сессии в связи с этим вспомнила и рассказала клиенту суфийскую притчу. Она так и называется – «Время, люди, место и метод». Хочу поделиться и здесь. "Один царь пригласил во дворец суфийского дервиша и попросил обучить его премудости, служащей вечным источником света. Дервиш молвил. — Поскольку словами мудрость не передаётся, подождём, когда представится благоприятный момент для её передачи. Дни сменяли месяцы, каждое утро дервиш являлся ко двору, но царь так и не получал никаких уроков. И вот однажды подходящая волна незримого набежала на берег возможности. Среди присутствующих в тронном зале завязалась беседа, и кто-то упомянул о том, что Дауд из Сахиля — величайший на свете певец — остановился в городе. Царь загорелся желанием услышать его. Но певец передал посланникам царя, что станет петь лишь тогда, когда на него снизойдет вдохновение. — Неужели нет средства заставить этого певца спеть для меня!? Тут дервиш вышел вперёд и сказал: — Ваше Величество, мы пойдём к этому певцу. Царь велел принести ему простую одежду горожанина и переоблачился. Вдвоём с дервишем они отправились к певцу. Оказавшись у дома певца, они постучались. Из-за двери раздался голос Дауда: — Я не пою сегодня. Идите своей дорогой. Тогда дервиш сел на ступеньку и запел любимую песню Дауда. Царь был очарован мелодичным голосом дервиша и пришёл в восторг. Но дервиш нарочно в конце песни чуть-чуть сфальшивил, так, что царь даже не заметил. Дауду захотелось поправить его. Он открыл дверь и запел. Царь и дервиш застыли в изумлении, внимая сладкозвучному пению «соловья Сахили». Когда Дауд закончил петь, царь преподнёс ему щедрый подарок. Затем, обратившись к дервишу, сказал: — О человек мудрости! Я восхищён тем, как ловко ты заставил «соловья» спеть для нас. Дервиш ответил: — Ваше Величество, Вы можете услышать песню только в том случае, если есть певец, если присутствуете Вы, и присутствует человек, который может создать условия, побуждающие певца петь. Время, место, люди и метод.» Люблю эту притчу, и с грустной улыбкой вспоминаю всякий раз, когда слышу о "революционных методиках, помогающих всем без исключения".

Теги других блогов: психология книги техники