Психотерапия и раненый целитель «…врач! исцели Самого Себя», - мы нечасто вспоминаем о том, что эта фраза впервые встречается в Евангелии от Луки. Не буду останавливаться на особенностях контекста. Я о том, что нередко подобный посыл обращается к помогающим специалистам. Может ли быть эффективен семейный психолог, не имеющий опыта близких отношений? Эффективен ли коуч, чей доход сопоставим со средней по области зарплатой? Насколько этично для психотерапевта, пребывающего в фазе острого горя работать с клиентами? На подобные вопросы не найти общих ответов. Одной из моих излюбленных мифологем является образ кентавра Хирона, который, согласно преданию, был ранен отравленной стрелой Геракла. Будучи бессмертным, Хирон не умер от яда, но испытывал страшные мучения от незаживающей раны. В поиске исцеления кентавр испробовал множество средств, что позволило ему достичь совершенства в искусстве врачевания. После длительных поисков кентавр стал учителем бога врачевания Эскулапа-Асклепия, легендарного целителя. Через века храм медицины в Эпидавре предстал миру в качестве портала, соединяющего мир сна и мир яви, а стекавшиеся в Эпидавр страждущие получали исцеление во сне. Двойственная природа кентавра отразила возможность исцеления как связи между разными состояниями сознания. Кстати образ мудрого кентавра Китовраса встречается и в апокрифическом сказании о царе Соломоне, вошедшем в число так называемых отреченных книг, бытовавших на Руси с 14 века. В образе Китовраса, впрочем, почти не выражен аспект целительства.. Если задуматься о том, как архетип раненого целителя соотносится с деятельностью наших современников - помогающих специалистов - приходит на ум, что раненость терапевта не является ни условием того, что человек получит реальную помощь ни тем, что будет ей препятствовать. А потому утверждения «я помог себе, и теперь знаю, как помогать другим» или «тот, кто не имеет подобного опыта, не может оказать помощь» в равной степени лукавы. Дело скорее в особом состоянии сознания, позволяющим одновременно находиться на полюсах страдания и исцеления, олицетворением которых является кентавр Хирон. Как понять, что раненый целитель способен исцелять или, напротив, почувствовать опасность того, что он лечит лишь себя? Честно говоря, я затеяла писать этот пост после того, как в течение месяца то и дело натыкалась на статьи коллег, посвященных тому, как выбрать специалиста, понять что терапия идет на пользу и т.п. В итоге показалось, что они еще больше запутывают в этой и так непростой теме. Раненый целитель, способный на помощь, вряд ли будет говорить о своих ранах равно как и демонстрировать то, как их удалось вылечить. Он не станет обесценивать чужие страдания и мотивировать «оставить все в прошлом». И не предложит волшебный эликсир, способный излечить от всего на свете. Чувство, возникающее рядом с ним, более всего напомнит надежность. И еще он будет присутствовать. По-настоящему. Как Кентавр – одновременно рядом и в самом себе. Возможно – это и есть самое главное.