«Время магов» Вольфрама Айленбергера… Вот уже неделю как, смакуя, медленно читаю эту книгу. Иногда смеюсь; едва ли не в голос. Хотя казалось бы чему тут смеяться – книга серьезная, вполне себе философская. Про Хайдеггера и Витгенштейна, Кассирера и Беньямина. Знаю, что многим эти имена мало что говорят. Да и в бытность моей учебы на философском мы проходили их труды вскользь – именно что проходили. Еще лет 15 назад мало что было переведено на русский язык. Признаюсь, что и сейчас читать Витгенштейна для меня ох как непросто…
«Время магов» - труд, удивительным образом сочетающий биографические факты и философские построения. Для меня как психотерапевта, чьим основным профессиональным инструментом является язык, конечно же очень интересен процесс появления и развития философии языка, во многом определивший развитие психоанализа и психотерапии. Удивительно, как подобно лучу света в воде, преломляются идеи о языке у разных мыслителей.
Иногда коллеги упрекают философию в том, что она все чаще становится наукой о текстах. Мне и правда почему-то казалось, что «Логико-философский трактат» был написан в тиши кабинета. Но нет, оказывается Витгенштейн написал его, находясь на фронте, будучи мобилизованным, Кассирер создавал «Философию символических форм» во время ежедневных многочасовых поездках в переполненном трамвае, а Беньямин, чтобы заработать на жизнь, занимался графологическим анализом. Как едко замечает автор, «сегодня он был бы консультантом по стилю и качеству жизни или по фэншуй». Ну да, для меня это про вечный поиск условий для творчества, то самооправдывающее состояние, когда что-то непременно мешает.
Книга конечно на любителя, но не удержусь от того, чтобы не привести несколько цитат:
📄…найти дорогу в городе — невеликая премудрость. А вот заблудиться в городе, как в лесу, — тут требуется выучка
📄Всё, что действительно наделяет смыслом жизнь и мир, в котором мы живем, находится вне пределов того, что может быть непосредственно высказано.
📄мы постигаем лишь непостижимость свободы
📄Нам нужно уметь ждать прихода мгновений высоконапряженной интенсивности наполненной смыслом жизни — и надо жить с этими мгновениями непрерывно, — не столько наслаждаясь ими, сколько встраивая их в жизнь, брать их с собой в нашу последующую жизнь и включать в ритм той жизни, что еще может наступить (Хайдеггер)