Празднующие и непразднующие, те, кто говорят, что праздника для них не существует, так или иначе оказываются к празднику причастны. Парадоксально, но в том числе своей непричастностью. И кажется, с этим ничего нельзя поделать. Так сложно игнорировать образовавшиеся за ночь снежные сугробы: радуемся мы им или нет, но они существуют.
Праздники создают смыслы. Они могут нам нравиться или вызывать раздражение, перекликаться с нашими личными смыслами или касаться их вскользь. Мне кажется, тут дело в том, насколько ясно и проявлено для нас собственное состояние и смыслы. Услышала недавно: «Ой, 8 марта, ну слава Богу, выходной, наконец могу свой пейзаж дописать». Бывает, что по сравнению с тем, что волнует прямо сейчас, праздник оказывается вовсе незначительным. И это нормально. Но иногда праздники обнажают старые раны, напоминая о том, что было раньше и чего уже не вернешь. Или о том, чего так хотелось, но оно так и не случилось. Обесценивание – прекрасная защита от того, чтобы не было больно. Часто понимание этого уже бывает целебным. Во всяком случае делать с ней что-то «вот-прямо-сейчас», на остроте момента, явно не стоит. Понимая это, мы можем сберечь многое не только в себе, но и в других. Не оспаривая, не пытаясь поднять настроение, но и не присоединяясь к настроению другого в знак солидарности.
В буддизме есть медитация любящей доброты – метта. По словам тех, кто много ее практикует, эта практика позволяет испытывать состояние глубокого сорадования, спонтанного, не зависящего от тех или иных убеждений. Радость заразительна. И тем, у кого это состояние подлинно, не приходится ничего доказывать и обесценивать. Радости всем нам и праздника тем, кто празднует!