Видимо-невидимо...
«Если вас нет в Интернете, вас нет в бизнесе»…Эту цитату Билла Гейтса знают многие. Как-то на сессии клиент произнес ее несколько иначе: « Если вас нет в Интернете, вы не существуете». И тут же заговорил о своих сомнениях: может если я не веду странички в соцсетях, канал и блог, меня и правда не существует? Ведь мне есть что сказать, но почему-то я этого не делаю…
Случается, что вопрос видимости – профессиональной и личной – встает ребром. В продающих текстах видимость в социальных сетях порой рассматривается как неотъемлемый атрибут имиджа. Вроде бы все просто. Но вот о том, что видимость тесно связана с уязвимостью, говорят нечасто. Да, той самой уязвимостью, которая нарушает безопасность. И, если продолжить мысль, может и вовсе угрожать существованию.
Как бы там ни было, видимость самым непосредственным образом связана с вопросами личных границ. И делает необходимым их переопределение. Если их не переопределить, мы рискуем оказаться дезориентированными. Вот кто-то прошел тест на скрытые способности, и услужливая программа предлагает выгрузить результаты на личную страничку. Недюжинные таланты, уникальные способности – и все это я! Но как же подруга, которой я вчера горько жаловалась на неудавшуюся жизнь? А родственники, скептически относящиеся к моим новым, как они выражаются «увлечениям»? А скребущие душу кошки, не дающие заснуть до утра?
Видимость – то, что мы предъявляем миру, готовы предъявить. Душевный эксгибиционизм, выражающийся в публикации душещипательных откровенных постов, приправленных словечками, считавшимися ранее непечатными – тоже про видимость. Да, несомненно, сопереживание, внутренний резонанс с чужими проблемами, причастность к несовершенству другого поддерживают интерес к автору. Равно как и вдохновляющие истории успехов и преодолений (магическая сила сторителлинга). Но тень эмоционального выгорания маячит на горизонте. Другой вопрос, что кто-то справляется, вступая в контакт с тенью, в то время как другие – не очень.
Есть люди, для которых вопрос видимости совершенно естественен. Быть на сцене жизни для них как дышать; они просто не предполагают, как можно по-другому. Парадокс в том, что как раз они редко дают советы и говорят об алгоритмах проявленности. Про видимость чаще пишут и говорят те, для кого она является приобретенным состоянием. Именно они и чаще всего и делятся опытом, рассказывая о собственном пути восхождения к тысячам подписчиков. Увы, далеко не всегда чужой опыт оказывается полезным.
Как терапевт я понимаю, что работа с темой видимости должна быть крайне деликатной. Ведь видимость вскрывает травматический опыт, и к этому нужно быть готовым. Порой видимость преждевременна: так внутренний труд – будь то совершенствование в профессии или труд души – не предполагает света публичности. В связи с этим вспоминаются рассказы о детях-вундеркиндах, на которых возлагались большие надежды, но прожектора славы что-то нарушили в дальнейшем росте юных гениев.
С годами я все больше убеждаюсь в том, что в вопросах видимости, проявленности нет того, что работает для всех. Универсален, пожалуй, лишь совет быть бережным к себе. Быть бережным – в моем понимании задаться вопросом о том, чувствую ли я грань между своим Я и тем, как себя проявляю, насколько отождествляю себя с тем, что делаю, насколько то, что делаю, касается моих глубинных состояний, что я знаю о своих детских травмах, связанных с семьей или адаптацией в коллективе и об их исцелении. Непростые вопросы, но, задумываясь о собственной видимости, все же лучше поискать на них ответы. Доброй проявленности всем нам!